Карданный вал – главный передатчик вращающего усилия от коробки переключения передач на редуктор переднего моста или раздаточную коробку моста заднего. Простота конструкции сделала карданный вал неотъемлемой деталью трансмиссии полно- и заднеприводных автомобилей. В легковых переднеприводных авто карданный вал не нужен, поскольку крутящий момент в них передается посредством дифференциала и главной передачи.
Карданный вал представляет собой трубу с подвижной и неподвижной вилкой с двух сторон. Подвижная вилка имеет шлицевое соединение, а неподвижная предназначена для шарнира.
В зависимости от модели автомобиля карданный вал может быть сборным, состоящим из двух или трех составных частей.
Назначение вала – передача трансформированного коробкой переключения передач вращательного вращения на ведущие оси колес.
Карданный вал способен выдерживать значительные нагрузки на трансмиссию. Это его самое главное положительное качество. С иной стороны большая масса и габариты карданного вала создают ряд проблем:
· лишнюю массу авто;
· увеличение динамической нагрузки, которая приводит к увеличению расхода топлива;
· шумы и вибрация в салоне автомобиля.
Тем не менее, карданный вал не имеет альтернативы в задне- и полноприводных автомобилях и поэтому к нему следует относиться со всей ответственностью.
Среди наиболее распространенных причин неисправностей следует отметить ослабление креплений, износ подшипников, шлицевых соединений и крестовин. Причина одна – если при вращении карданного вала появляется малейший дисбаланс, то следствием этого будет вибрация, которая со временем разобьет посадочные места. Поэтому основная процедура для карданного вала – это его балансировка, которая производится исключительно в условиях СТО на калиброванном оборудовании.
Процедура проверки состояния карданного вала состоит из нескольких этапов:
· проверка наличия и степени затяжки крепежа;
· контроль эластичной муфты;
· проверка шлицевых соединений, шарниров, подвесного подшипника.
По итогам проверок производится устранение люфтов или замена деталей, не подлежащих ремонту. Если все эти действие не привели к устранению проблем, то карданный вал придется обследовать на специальном стенде на предмет балансировки.
Ремонт карданного вала – мероприятие недешевое. Его можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
· трогаться нужно плавно, без рывков и, тем боле, пробуксовки;
· в глубокой колее не нужно увлекаться продолжительными пробуксовками;
· резко разгоняться желательно только при крайней необходимости;
· стараться избегать поездок по пересеченной местности.