Тормозные колодки и диски – расходники, которые не обращают на себя внимания до тех пор, пока водитель не заместит явного изменения в поведении авто при торможении. Диск тормозной выполняет пассивную роль в системе торможения. Он просто закреплен к вращающемуся валу и реагирует на действие препятствующих его вращению колодок.
Физический смысл торможения простой – колодки сжимают вращающийся диск тормозной и превращают его кинетическую энергию и тепловую. В результате колодки нагреваются, диск замедляет или вовсе прекращает вращение, а авто замедляет скорость движения или останавливается.
Деталь работает в жестком температурном режиме. При обычном торможении она моментально нагревается до 300 градусов. В условиях аварийного торможения – до 600 градусов. Такой режим эксплуатации требует повышенной механической прочности, а значит и массы диска. С другой стороны конструкторы стараются минимизировать неподрессоренную массу автомобиля.
В зависимости от нагрузок на тормоза на автомобиль можно установить следующие виды дисков:
· Стандартные. Изготовлены в виде цельного диска из качественного сплава. Достоинства – невысокая цена, высокая механическая прочность. Недостаток – большой вес и сравнительно невысокая теплоотдача.
· Вентилируемые. В них имеются внутренние каналы, обеспечивающие быстрое охлаждение, что особенно полезно при езде в условиях города.
· С канавками, предназначенными для отвода воды и грязи.
· Перфорированные – с отверстиями, облегчающими вес и отводящими грязь и воду.
· С волнистым краем – облегченная конструкция, эффективно отводящая с поверхности воду и микрочастицы.
Для изготовления стандартных дисков используется чугун. Более дорогие облегченные диски изготавливают из керамики, содержащей углеволокно и кремний. Конструкция составного диска состоит из алюминия (внутри) и металлической или керамической рабочей части.
Самый главный враг дисков – трение, в результате которого стирается рабочая часть. На втором месте – коррозия, которая поражает чугунную поверхность при длительном простое авто, особенно в зимнее время. В результате частых температурных перепадов может возникнуть деформация поверхности, особенно эти характерно для стандартных дисков. Быстрому износу способствует:
· передвижение короткими рывками в городских пробках;
· буксировка тяжелых грузов;
· езда по бездорожью.
Идеальный вариант – периодически измерять толщину диска, но это для большинства автовладельцев процедура затруднительная. Об износе диска тормозного свидетельствует изменение поведения авто:
· увеличение тормозного пути;
· при торможении машину ведет в сторону;
· уменьшилось количество тормозной жидкости в бачке;
· водитель чувствует, что педаль тормоза стала чрезмерно мягкой;
· ощущается вибрация руля.
Передние диски изнашиваются быстрее, чем задние. Замене подлежит сразу пара передних или задних дисков.