Все узлы и механизмы тормозной системы работают для того, чтобы, в конечном счете, колодки тормозные сжали колесный диск или барабан, и автомобиль снизил скорость движения или остановился. Физика этого явления состоит в преобразовании кинетической энергии вращения в тепло, создаваемое трением, которое создают прижатые к диску/барабану колодки тормозные.
Несложно сделать вывод, что колодки тормозные работают в экстремальных условиях огромных перепадов температуры, влажной или пыльной среде. Для обеспечения должной эффективности нужен соответствующий материал колодок.
Существует всего 2 типа колодок – барабанные и дисковые:
· Барабанные - с радиальной рабочей поверхностью. Они устанавливаются в тормозные барабаны грузовиков и многих легковых авто
· Колодки для колесных дисков используются в легковых авто на передней, а нередко и на задней оси.
По устройству дисковые и барабанные колодки принципиально не отличаются. В основе простой конструкции металлический каркас плоской или радиальной формы с отверстиями для монтажа. Внутренняя часть – рабочая фрикционная накладка, которая непосредственно контактирует диском (барабаном). Обычно накладка приклеена к металлической основе, но в отечественных грузовых авто она нередко приклепана.
В процессе многократных торможений толщина накладки постепенно уменьшается и когда она достигает критического предела, приходит время заменить колодки тормозные полностью, или приклепать новые накладки (это в зависимости от марки авто). В иномарках и отечественных автомобилях есть датчики износа, предупреждающие о необходимости ремонта.
Автолюбителя интересует не только качество запчасти, но и ее цена. Несколько полезных рекомендаций в этом плане:
· Стопроцентная гарантия качества – покупка оригинальных колодок. Но стоимость оригинала нередко выходит за рамки бюджета автолюбителя. В этом плане можно купить не такую дорогую лицензионную запчасть известного бренда.
· При покупке осмотрите поверхность накладки. Она должна быть идеально ровной, а вкрапления должны быть по ее поверхности распределены равномерно.
· Металлический каркас качественной колодки всегда покрыт гальваникой.
· На корпусе обязательно должен быть каталожный номер запчасти. Будет неплохо, если производитель в подтверждение качества использует голограмму.
Рекомендованного производителем пробега в этом плане нет, поскольку многое зависит от условий эксплуатации, в том числе и от стиля езды. Замена может потребоваться и через 15, и после 30 тысяч км пробега. Самый надежный ориентир – толщина фрикционной накладки. Если осталось 2-3 мм, то колодку в сборе или накладку следует немедленно заменить. Об износе свидетельствуют и такие показатели, как снижение эффективности торможения, визуально заметная деформация, задиры, характерный шум при нажатии на педаль тормоза.