Сцепление предназначено для корректной передачи вращающего момента коленвала на вал механической КПП, временного отсоединения трансмиссии от двигателя, переключения передач.
Принцип работы трансмиссии основан на трении между ведомым и ведущим диском, который постоянно вращается маховиком двигателя. В режиме «включено» диск сцепления постоянно прижат к маховику, вследствие чего его вращение передается на вал механической КПП.
Чтобы выключить муфту, нужно нажать на педаль, соединенную с вилкой посредством привода. Вилка давит на выжимной подшипник и в результате прекращается воздействие пружины на диск. Маховик, таким образом, временно отключается от коробки передач.
После переключения КПП педаль отпускается, и диск сцепления снова начинает вращаться совместно с маховиком.
За более чем вековую историю автомобилестроения конструкторы разработали несколько принципиальных схем работы сцепления:
· Сухое, основанное на взаимодействии дисков в результате трения. Это наиболее распространенный тип сцепления, который используется в большинстве авто с МКПП.
· Мокрое. Поверхности дисков находятся в масляной ванне, что обеспечивает плавное их соприкосновение. Это довольно дорогая малораспространенная конструкция, используемая совместно с гидравликой под управлением электроники.
· Двухдисковое – сложная конструкция с промежуточной поставкой между дисками. Область применения – грузовики и сверхмощные легковые и спортивные авто.
Срок службы зависит от условий работы узла, в том числе и от манеры езды. Как правило, он достигает 100-150 тыс. км. Любители стартовать с пробуксовкой ремонтируют трансмиссию часто. Для того чтобы сжечь новенькое сцепление может хватить нескольких агрессивных стартов, при которых резко повышается температура, приводящая к изменению структуры дисков. То же происходит и по неопытности водителя, который слишком долго не отпускает педаль сцепления.
Чтобы быть уверенным за рулем, проверку сцепления на СТО желательно проводить каждые 80 000 км пробега.