Маслонасос предназначен для подачи моторного масла к взаимодействующим элементам двигателя внутреннего сгорания.
Шестеренчатый маслонасос представляет собой 1 или 2 пары шестерен в герметичном корпусе. Между зубьями шестерен имеются впадины, которые заполняются моторным маслом. При вращении масло выдавливается и непрерывным потоком направляется по главному каналу в масляный радиатор двигателя. Различают одно- и двухсекционные конструкции насосов.
В роторном насосе функцию зубьев шестерен выполняют лопасти роторов. В некоторых автомобилях используется регулируемые роторные насосы, обеспечивающие постоянное независимое от частоты вращения распредвала давление масла.
В большинстве современных автомобилей установлены маслонасосы, крутящий момент которых обеспечивает вращение распределительного или коленчатого вала.
Маслонасос должен поддерживать оптимальное давление масла в системе. Любое отклонение от предусмотренных производителем параметров может стать причиной поломки:
· При повышенном давлении происходит чрезмерный износ и разрушение механических деталей и опорных поверхностей. Повышается и вероятность перегрева ДВС.
· При недостаточном давлении масло утрачивает вязкость. Это приводит к повышению температуры, нарушению штатных условий смазки.
О неисправности маслонасоса, прежде всего, сигнализирует контрольная лампочка на приборной панели автомобиля. Однако этот индикатор может подвести, особенно если машина далеко не новая.
Объективно о неисправности регулировки или редукционного клапана маслонасоса свидетельствует неоправданно частый перегрев двигатели, точечные подтеки масла. Если при перегреве наблюдается характерный гул, а порой даже металлический лязг, то можно предполагать что:
· шестерни изношены;
· герметизация корпуса нарушена;
· шкив проскальзывает или шпонка обломалась;
· редукционный клапан заклинил.
Для самостоятельной проверки маслонасоса используется подключенный к масляной системе манометр. Если давление выше или ниже нормы, то деталь демонтируется и после измерения зазоров делается вывод и возможности ремонта или необходимости замены.