Водяной насос (помпа) и вся система охлаждения обеспечивают ДВС и сопутствующим узлам оптимальные условия стабильной работы.
Помпа обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза в пределах замкнутого круга двигатель-радиатор. Она представляет собой несложную конструкцию – пара подшипников на валу и крыльчатка для перекачивания жидкости по системе охлаждения.
Вал вращается от коленвала посредством, как правило, ременной передачи. Соответственно, самыми слабыми местами помпы можно считать все подверженные трению детали – подшипники и сальник. Для нее не предусмотрены сроки замены и процедура обслуживания. Обычно помпа меняется при замене ремня ГРМ. Это является гарантией того, что водяной насос прослужит еще несколько лет.
Визуально водитель может обнаружить подтекание антифриза по каплям на асфальте. В процессе езды неисправная помпа проявляет себя следующим образом:
· шум, слышимый в салоне;
· специфический запах в салоне;
· не работает печка даже при прогретом двигателе;
· индикаторы сигнализируют о перегреве двигателя.
Чтобы окончательно убедиться в том, что вышел из строя именно водяной насос, нужно проверить его вал на предмет наличия люфта.
Самая распространенная причина - физический износ. Чтобы его продлить на максимальный срок, нужно исключить возможность попадания в охлаждающую жидкость сторонних веществ, содержащих разрушающий сальники и подшипники абразив. Еще причины:
· вода вместо штатного антифриза, способствует образованию накипи на поверхностях деталей насоса;
· чрезмерное или слишком слабое натяжение приводного ремня.
Чтобы насос проработал как можно дольше, нужно:
· заливать с систему охлаждения только качественный рекомендованный производителем автомобиля антифриз;
· постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе;
· при замене охлаждающей жидкости обеспечить условия, исключающие возможность попадания грязи, пыли и прочие сторонних веществ, содержащих абразивы;
своевременно менять «задубевшие» и растрескавшиеся от времени патрубки