Термостат – устройство, предназначенное для поддержания рабочей температуры антифриза в двигателе внутреннего сгорания.
Пока температура антифриза в рабочих пределах от 80 до 85 градусов, клапан закрыт и направляет ее по малому кругу в рубашку двигателя. Когда температура повышается, устройство перенаправляет жидкость на большой круг через радиатор.
Термостат установлен в патрубке, через который подогретая жидкость направляется в рубашку двигателя или в радиатор. Для открывания/закрывания клапана в большинстве современных моделей используется обычный воск. Он при достижении необходимой для перенаправления охлаждающей жидкости расплавляется или застывает. При этом клапан открывается или закрывается.
Самая распространенная причина некорректной работы термостата – зависание/заклинивание. Зависнуть клапан может в случае критического перегрева двигателя. Это может случиться независимо от температуры окружающей среды. В результате клапан будет или слегка приоткрыт, или полностью закрыт/открыт. Что из этого следует?
· При полностью открытом клапане автомобиль можно эксплуатировать. Но для прогрева ДВС до рабочей температуры понадобится много времени, особенно в зимнее время.
· При полностью закрытом клапане исключена возможность охлаждения жидкости в радиаторе. Следствие этого – быстрый перегрев ДВС со всеми вытекающими последствиями.
Ездить с неисправным термостатом теоретически можно. Но при этом придется заплатить повышенным расходом топлива и износом деталей двигателя, а также некорректной работой системы отопления салона.
В условиях станции техобслуживания процедуру проверки быстро и качественно выполнит специалист. В домашних условиях для проверки нужно:
· извлечь деталь из патрубка;
· нагреть в любой емкости воду до кипения;
· погрузить в кипяток термостат и визуально убедиться в работоспособности его клапана.
Неисправная деталь разборке и ремонту не подлежит. Необходима ее замена, которую можно произвести как самостоятельно, так и на станции техобслуживания.